Праздник Дьявло в Тихарафе

Дьявол (El Diablo)

Проходит в Tijarafe, каждое 8 сентября

Никто точно не знает о происхождении танца Дьявола, которым заканчивается праздник, посвященный Богоматери Канделарии (Nuestra Señora de Candelaria).

Праздник победы добра над злом начинается на закате. Точного времени появления Дьявола не существует. На площади звучат мелодии музыкальных произведений, которые долгое время были связаны с третьей четвертью двадцатого века. Самые интересные события происходят ближе к рассвету.

Свита гигантов и фигур с огромными головами врывается на площадь в толпу, осыпая танцующих душем бенгальских огней. Оркестр начинает тихо играть, предупреждая выход главного героя: «Тирири, тирири, кто Дьявол выходи». Через короткое время вспыхивает огонь и фейерверки в четырех углах. На этот номер затрачивается около 30 кг пиротехнических средств, огонь горит около 20 минут.

Традиция появления гротескных персонажей рождается во времена Реконкисты — освобождения испанских территорий от арабов-мусульман. Коран запрещал воспроизведение человеческого образа в какой-либо форме, и появление в народном фольклоре Гигантов являлось отражением процесса утверждения католического христианства на вновь отвоеванных территориях. Уже со времен средневековья ни одно массовое гуляние или праздник не проходил без участия таких фигур.

Таким образом, праздник Дьявола, питаясь далеко уходящими в прошлое традициями, -благодаря народной фантазии и творчеству -, обогащается еще одним гротескным персонажем – Дьяволом. Чувство юмора, присущее крестьянам Тихарафе выражается и в элементах костюма Дьявола, которые менялись на протяжении многих лет. То появляется в деталях его украшения красный нос, то пояс чемпиона по канарской борьбе, то огромная сигара…

Фигура Дьявола находится в постоянной эволюции.

Впервые он появился в 1910 году в виде соломенной фигуры, которую назвали Катаклизм, а в 1930 году на смену ему пришел Синфорьян, который, по воспоминаниям старожилов, отвешивал огромную оплеуху любому, кто к нему приближался.

Изготовляли каркас Дьявола энтузиасты тихарафцы в течении нескольких недель, предшествующих празднеству в честь Мадонны из Канделярии — покровительнице муниципалитета. Туловище изготавливалось из соломы, которую смачивали водой и обмазывали известкой, чтобы хоть как-то защитить сооружение от огня. Головой служила железная банка из-под конфет, которую щедро начиняли пиротехникой, так же как и туловище. Фигуру мазали сажей. Во рту у Дьявола была сигара. Внутрь такого каркаса залезал смельчак, и такое создание отправлялось пугать зевак, завершая свои проказы ослепляющим огненным фейерверком.

С годами его конструкция совершенствовалась, а с 1978 местная управа берет на себя создание нового, на этот раз железного, каркаса и организацию его пиротехнического оснащения. С этого момента и начинается новая веха в истории праздника Дьявола. Его популярность неуклонно растет, а фольклорная группа из соседнего города, Лос Льянос де Аридане, даже посвятила ему песню, исполняемую в стиле танганильо.

Фольклорная музыка сопровождает появление Дьявола и до сих пор. Дьявол и все вокруг пляшут под стили “congo” привнесенный в островной фольклор с Кубы, “raspa” и другие, ритм которых позволяет танцевать прыгая, что все и делают в попытке увернуться от кишащих вокруг петард и искр огня.

Дьявол пляшет, а толпа смельчаков пытается выгнать его с площади. Перед началом праздника все так и спрашивают друг у друга:“Что, в этом году пойдешь гнать Дьявола?”

В истории Тихарафе было уже несколько таких Дьяволов, которые после «ухода на пенсию» занимали место в этнографическом музее муниципалитета.

В 2012 году на площади плясало уже не один, а целых 3 Дьявола. Этот зажигающий эмоции праздник с каждым годом набирает все больше и больше сторонников и с каждым разом это зрелище становится все более ярким и массовым.

Во второй половине августа в районе Лодеро (Lodero) (муниципалитет Villa de Mazo) проходит аналогическое празднование Богоматери (la Virgen de los Dolores), где главную роль в спектакле играет фигура El Borrachito Fogatero