Традиции и ремесла

Шёлк

В муниципалитете Эль Пасо (El Paso) сохранились традиции древнего ремесла — производства шёлка. Весной начинается жизненный цикл тутового шелкопряда (Bombyx mori). Через 300 дней из яиц вылупляются личинки (el bicho). Следующие 38 дней личинок содержат при оптимальной температуре и влажности, и кормят только листьями шелковицы (исп. el moral),нарезанными вручную для облегчения процесса переваривания. Собирают листья шелковицы в сельскохозяйственных районах острова. За это время личинка три раза меняет кожу, в 8000 раз увеличивает вес и после этого окукливается. Большинство личинок на этом заканчивают свой цикл развития и из кокона извлекают белые шелковые нити. Из оставшихся коконов вылупляются бабочки (La divina). Они живут только 5 дней и за это время оставляют 400–500 яиц для следующего производственного цикла.

Добывают из кокона нить традиционно женщины. Они помещают кокон в почти кипящую воду. При этом необходимо очень тщательно следить за температурой, потому что превышение температуры кипения может привести к повреждению нити. Высушивают коконы в сухих листьях вереска (brezo). После этого нити сматывают в первый моток. Далее следует длительный процесс, включающий многократную промывку, сушку, скручивание, битье и прессование нитей. Часть нитей прокрашивают натуральными красителями из грибов, растений и животных. Ткут шелковую ткань на деревянном станке XVI века.

Из шелковой нити производят традиционные пояса, корсеты, юбки, скатерти и т. д., а также платки, шарфы, рубашки. Украшают изделия традиционной вышивкой.

Увидеть этапы производства шелка можно в музее шелка в Эль Пасо (El Paso).

Керамика

На острове сохранились две традиции гончарного производства: доиспанских жителей, без использования гончарного круга, и народной керамики.

Горшки делают из темной глины (masapé), которую можно найти только в некоторых лесных районах северной части острова на глубине 1–1,5 м в субстрате, богатом органическими веществами. Горшок формируют из полосок мокрой глины, сразу придавая ему правильные пропорции и формы, а также неповторимый рисунок. Через два дня сухой горшок полируют камнями, смоченными речной водой, и формируют на поверхности характерные для аборигенов геометрические узоры (меандры, спирали, кривые линии). После этого заготовку горшка (gánigo) еще раз полируют, но уже маслом, и помещают на 12–14 часов в печь при температуре 700°С. Затем горшок окуривают, чтобы придать возраст и выставляют на продажу. Такие горшки можно встретить в музеях и частных коллекциях.

Второй способ изготовления керамики практикуется на острове около 5 веков и практически не изменился за это время. В качестве исходного материала используют не только глину (masapé), но и красноватую глину (barro flojo), встречающуюся на поверхности в северной части острова, вулканический песок, вулканические лапилли (маленького размера), мелкие фрагменты битой керамической посуды. Пропорции варьируют в зависимости от дальнейшего применения керамики. Чем более высоким температурам будет подвергаться горшок, тем больше добавляют вулканического песка. Мастера также не используют гончарный круг и формируют горшок из полосок мокрой глины. Через час просушки на воздухе горшок полируется и выдерживается еще два дня в печи, иногда прямо в огне. Так производят тостеры, кастрюли, жаровни для каштанов, чаши, сосуды для хранения воды (bernegales).

Табак

Табак острова Ла Пальма считается одним из лучших в мире. Первые плантанции табака появились на острове, когда в середине XIX века, сюда возвращались первые мигранты с Кубы. Промышленное производство сигар началось в 1923 году с открытия в Эль Пасо (El Paso) завода Педро Капоте (la fábrica de Pedro Capote). В 1972 году после приобретения завода компанией RJ Reynolds, производство переехало из здания церкви Богоматери Бонанса (Nuestra Señora de Bonanza) в новую промышленную зону на окраине города. В 2000 году завод был закрыт в связи с международной реструктуризацией группы.

В настоящее время сохранилось ручное производство сигар высокого качества. Плантации табака (Nicotiana tabacum) находятся в муниципалитетах Эль Пасо (El Paso), Бренья Баха (Breña Baja), Санта Крус де Ла Пальма (Santa Cruz de La Palma), Вилья де Масо (Villa de Mazo) и даже Национальный парк Кальдера Табуриенте (Parque Nacional de La Caldera de Taburiente).

Качество табака зависит от условий произрастания растений. Лучший табак растет на высоте 250 м над уровнем моря в теплых районах вдали от берега. Растения растут быстро, поэтому им требуется большое количество питательных веществ и хорошее водоснабжение. Чтобы улучшить качество листьев, у растений вручную удаляют бутоны (во всем мире для этого используют химикаты). Собирают листья также вручную с мая до первого холода в сентябре или октябре. В производстве используют листья определенной длины и толщины от здоровых растений, которые не болеют вирусными заболеваниями и не поедены насекомыми, червями и слизнями. В случае хорошего урожая с каждого растения можно получить 35–40 листьев. Листья сушат на солнце естественным путем (во всем мире используют печи для ускорения процесса). Для этого их сшивают по три и выкладывают на горизонтальные палки (cuje). Опытный фермер определяет положение сушки в зависимости от погодных условий и скорости сушки каждого стержня. Через месяц табак высыхает и из него делают сигары.

Для производства сигары используют два типа листа. Внешний лист должен быть безупречным и иметь хороший внешний вид. Внутри сигары — рулон из листьев -внешний вид которых не столь важен-, а ценится вкус и аромат. Процесс скрутки сигар начинается с удаления центральной жилки у предварительно смоченного листа. После этого лист оставляют на час на деревянном столе под тяжестью камня, и в это время делают начинку для сигары. Кроме листьев табака, выращенных на Ла Пальме, в сигары добавляют для обогащения вкуса листья из Бразилии, Кубы и Санто Доминго. Все листья скатывают вручную и помещают в форму на три часа для каждой стороны, чтобы придать строгую цилиндрическую форму. На последнем этапе с особой осторожностью и при правильных условиях влажности добавляют рубашку сигары. Она приклеивается вручную клеем на основе рисового крахмала и не должна иметь видимых швов. После этого острым ножом на деревянной доске обрезают излишки. Сигары можут быть разной формы: nuncios (большие и толстые), viuditas (маленькие и хвостатые), panetelas (длинные и тонкие), peticetros (среднего размера), coronas (немного большего размера), и т. д.

Вышивка

Текстильное производство в течении столетий после завоевания было одним из основных видов экономической деятельности.Ткани из льна, шелка и шерсти, а позже и хлопка, являлись одним из основных источников дохода на острове с начала XVII века. Однако в XX веке, с увеличением механизации и ухудшением условий земледелия, практически исчезли. Несмотря на это, в бедных семьях сохранились традиции вышивки, поскольку рукодельные изделия служили им дополнительным источником доходов. В лексионе островитян сохранилось множество древнепортугальских слов обозначающих различные термины искусства вышивания, что свидетельствует о возрасте традиции вышивания. На острове используют несколько техник вышивания: Ришелье (rechi) – одна из самых дорогих – сочетание рельефа и пустоты, реалсе (realce) – техника вышивания инициалов в приданном. Пунто Пердидо (puntoperdido) техника перекрытия стежков разных оттенков для придания цвета цветочным мотивам. На рынке представлены все виды домашнего текстиля (постельное белье, скатерти, полотенца, салфетки и пр.), и одежды (юбки, блузки, шарфы, и элементов традиционного костюма острова).

Растительные волокна

Традиция плетения из растительных волокон сохранилась еще с доиспанской эпохи. Наиболее часто используют калину жесткую (follado), ржаную солому (colmo или paja de centeno), кору ежевики (zarza), тутовое дерево или шелковицe (moral), каштан (castaño), пшеницу (trigo), ивовые прутья (mimbre) и тростник (caña). От финиковой пальмы (palmera canaria) используют как листья, так и прожилки (pírgamo).

Традиционно плетут корзины с круглым дном (balayos) из двух типов волокон:коры ежевики (более темные) и соломы (более светлые). Из пальмы изготавливают шляпы, сумки, коврики, веера для раздувания огня, из тростника — игрушки и клетки. Много изделий из листов банана. Растительные волокна используют также ювелиры и портные.

Древесина

Устойчивая к гниению смолистая сердцевина канарской сосны (tea) традиционно используется в строительстве домов. Из нее, а также из древесины вереска (brezo), октении зловонной (til), лавра (barbusano) и можжевельника (sabina) изготавливают мебель, курительные трубки (cachimbas) и музыкальные инструменты. Кроме того, из сердцевины сосны делают огромные прессы для производства вина.

Металл

На острове до сих пор остаются несколько кузнецов, которые производят инструменты для работы на банановых плантациях, мачеты, мотыги, косы, грабли, подковы, замки. Ремесленники изготавливают прочные и оригинальные предметы быта: различные кубы, фары, спринклеры, сахарницы, подсвечники, сосуды для воды и т. д. Встречаются и достойные работы из золота, в которых вместе с драгоценными металлами используются природные элементы: семена и древесина.

Текстиль – лоскутная техника, макраме, крючок

На острове можно встретить текстильные работы, выполненные в лоскутной технике – одеяла, коврики, рюкзаки,чехлы и сумки, а также техникой макраме и связанные крючком.

Кожа

На острове существуют производства по выделке шкур различных животных (коров, коз, лошадей, экзотических змей и крокодилов). Из шкур делают обувь, сумки, рюкзаки, ремни, бумажники, записные книжки, чехлы.